У формации с тысячью лиц, которая скорее ставит срежиссированные спектакли, нежели втягивает концептуальные хитросплетения в музыкальные пляски, "синдром варьете" от года к году становится всё настойчивее. И пока мастер многих жанров, кудесник больших и малых театров Даниель Гильденлёв крутит свою шарманку, из неё, словно в квиновском клипе "Kind Of Magic", бьют радуги красок разных цветов и оттенков. Дискография так и пополняется удивительно непохожими и подчас полярными работами, которые хитро вплетаются в генеалогическое древо Pain Of Salvation, ведомые воображением шведа. Этот мир похож на эдакий не то китч, не то "Мулен Руж", кабаре XXI века, в котором органично сходятся все прелести и пакости нашего мира. Грязные деньги соседствуют с самопожертвованием, а "зелёная тема" ложится на острую критику социальных устоев. В в 30-е годы прошлого века, когда тысячи тонн молока лились в реки, а люди умирали от голода, в цветастых залах Парижа аппетитные барышни под звон бокалов задирали пышные юбки. Гильденлёв, как мальчишка, пытается найти ответы на многие мучащие его вопросы, облекая глубину содержания в изысканную форму. "Road Salt One" замыкает круг, делая линию жизни скандинавов более очевидной. После мрачной философско-экологической пьесы "Be" (2004) и агрессивно-хамского "Scarsick" (2007) в купе с жёсткой антиамериканщиной Даниель логично взял передышку. Камбэк в проблематику взаимоотношений между полами в рафинированном виде обоснован, ведь её он не затрагивал с "Remedy Lane" (2002). Для этого PoS потребовалось поменять всю цветовую палитру, откинув в сторону чёрный и цементно-пепельный цвета, да столь же лихо обновить музыкальный ряд. И кирпично-неуравновешенный миньон "Linoleum" (2009), появившийся с горчинкой альтернативного рока, успокоился в медленном и тихом "Road Salt One".
В определённом смысле первая часть тандема вышла созвучной акустическому концерту "12:5" (2004) – во всяком случае, настроения идут перпендикуляром. Прогрессив-метал помахал адептам ручкой – его здесь просто нет. Взамен нам предоставили экранизацию "этих буйных 70-х" с хиппарским настроением, густым ароматом классического прог-рока (в замороченности King Crimson, гармоничной сложности Yes, мелодичности Genesis), хардовыми полотнами по мотивам Led Zeppelin, приличными инъекциями психоделии. Но непременно весь этот каламбур приготовлен на кухне Гильденлёва, переварен со всеми фирменными нюансами и мелодической деликатностью PoS. Гитаристы захватывают и хвост кометы 60-х в виде фишек двух Джимми – Хендрикса и раннего Пэйджа. Даниэль демонстрирует и свою традиционную связь сквозь года с Питером Гэбриелем. Несмотря на множественные раны от разных стилистик, блюз-рок сидит девятью граммами свинца в сердце. Достаточно послушать начальную "No Way" и особенно "She Like To Hide", что попахивает Эриком Клэптоном, дабы, не успев испугаться переменам, начинать крайне медленно к ним привыкать. Вроде минималистичная "Sisters" прекрасными мелодиями лихо наполняет разреженное пространство, что заставляет сопереживать черноватому ящику с кнопками, который крутит промо-диск. Оттуда доходит этот голос, глушимый в горле, но разрывающий эмоциями. "Of Dust" вдруг заигрывает с госпелами и закадровой озвучкой, "Tell Me You Don't Know" берёт в долг у кантри. "Sleeping Under The Stars" – ярмарочный хит с мотивами восточноевропейской народной музыки. "Darkness Of Mine" наследует традиции психоделичного прог-рока, "рок-н-ролльчик" про линолеум все уже вдоволь успели послушать на минике, а "Curiosity" выходит немного искусственной в своём желании выглядеть архаичной.
На сладкое есть ещё театральная "колыбелька" "When It Hurts", эмоциональная баллада "Road Salt" и атмосферная "Innocence". Привыкнуть к очередному финту ушами от PoS при этом крайне сложно. Совсем недавно Гильденлёв пел о том, как всё плохо в гниющей Америке, теперь снова зарывается носом в мятые подушки и ищет истоки сексуальности. На "Road Salt One", которая изначально должна была называться "Ivory", скандинавы делают свой самый противоречивый шаг в карьере. Кто-то будет рубить с плеча, хныкая по старому Pain Of Salvation, другие воспримут всё как данное, иные попробуют отыскать здесь очередной скрытый смысл. При этом филигранное обращение с 70-ми не добавляет пластинке хитовости – за исключением двух тем всё остальное не более, чем приятные мелочи во Вселенной группы. Это детально проработанный кусочек ностальгии, который удивляет, но не поражает воображение, как "Scarsick". В нём нет глубокой подоплёки и структурной навороченности "Be". И яркость "Remedy Lane" ударяется лишь в более привычные мелодии. А полную картину мы получим только с выходом второй части, намеченным на осень. Вероятно, это первый промах в карьере неутомимого и яркого выдумщика Даниеля, но даже в молоко Гильденлёв умудряется попадать так, что оно становится соткой.«