Стоит ли обильно потеть в студии, оплачивать счета десятков оркестрантов, завешивать всемирную паутину рекламными баннерами и штамповать новую пластинку ради каких-то тринадцати секунд? Вопрос, на первый взгляд, абсурдный, на второй – риторический, на третий и все последующие – неоднозначный со своими подвохами и двойным дном. В несчастливое число движений секундной стрелки на самом старте "Gateways" уместилась прохладно-мрачная симфоническая мелодия с летящими хоралами – та, что, вероятно, останется в нашей памяти на месте всей "Абракадабры", продукта в высшей степени постановочного, производственного и чартообильного. Столь кинематографично и легко блэк-металлические олигархи из Осло ещё не звучали. В пространной попытке подменить симфо-металом с ошмётками и аллюзиями некогда экстремальной стилистики какой-никакой мелодик-блэк, сгрудившийся над самоповторами, словно патологоанатом над трупом, – скорее не желание спеть честному народу что-то "массовое, современное". Или соорудить новую Epica с дядей Шагратом вместо жгучей фемины, пугающим разве что неравнодушных попов и богобоязненных пенсионерок, выстраивающихся в змейку перед сберкассой. Суть, похоже, в банальном тасовании личного состава. Клавишник Мустис, вышвырнутый без объяснения причин в компании Вортекса (в трудовой запись – по собственному желанию), кинул пространные фразы о своём вкладе в атмосферу группы. Шаграт, Силеноз и Галдер всю пластинку лезут из кожи вон, чтобы доказать: оркестры и разномастная вагнеровщина – их обитель, а опальный синтезаторщик – так, был только на подхвате. В номинальном отсутствии агрессивных структур и вязком болоте симфоники кроется искусственность детища норвежцев. Прописано всё по максимуму с заметными в каждой ноте инвестициями, но, увы и ах, новый формат вовсе не прибавляет ярких красок и запоминаемости странному для Dimmu Borgir материалу.
Концепция отзеркаленного образа, в котором профессионально и совсем по-киношному отснятые картинки буклета из невообразимого числа страниц соседствуют с чрезмерно мелодичным музыкальным содержанием, оказалась сильнее здравого смысла, учитывая довольного сухого и подчас примитивно прямолинейного предшественника. Зато у блэк-метал модников будет аргумент: "Вы хотели тех самых клавиш? Их есть у нас". Взаправду есть, но задерживаются в голове они максимум секунд на тридцать. Из работ оформителя Йоакима Лютке саднит густым мраком апокалипсиса и постиндустриальщиной в купе с лавкрафтовским Старцем на обложке, в музыке этого почти нет. Внешнее и внутреннее уже давно друг с другом не в ладах, а три пугала в буклете посреди груды черепов всё больше убеждают в том, что демонические бургеры нынче заняты подбором дизайнерских шмоток, а не студийными бдениями. Но слегка отбить стереотипы у них получилось. Никаких названий в три слова, отсутствие кавалерийской атаки столь набивших оскомину риффов, стандартной долбёжки – в плюс. В пассив – минимум композиторской работы, сосредоточенность на оркестре, ущербность гитар, сумбур повествования, задвинутый на Камчатку голос Шаграта и не истлевающий пафос, сочащийся из каждой ноты. Кроме упомянутой "Gateways", которую все затёрли ещё на сингле, и "Dimmu Borgir" с ароматом Востока ничего не устаканивается в голове. Некоторые оркестровки вызывают ассоциации скорее с Cradle Of Filth. Бластбиты встречаются по ходу, но лишь в качестве рудимента, признака, с которым расправилась эволюция – вроде "Born Treacherous". Кристофер Ригг вместе со Сноуи Шоу – с гостинцами на сладкое.
От "Абракадабры" остаётся соответствующий имени привкус – не связанный с термином из разговорника Алистера Кроули, а в более приземлено-народном значении. Это хотение, хоть и наивное, оживить свой конъюнктурный труп, чуть-чуть поэкспериментировать с новыми формами. В сравнении с клишированным "In Sorte Diaboli" (2007) в сущности это неплохо. Но пластинка напоминает худосочную книжицу без особого подтекста и смысла, которая ради повышения читательской аудитории напечатана на настоящих долларах. И рассматривание американских президентов, идеальная вылизанность матчасти и почти одиннадцати месяцах затворничества в студии не оставляют места для настроения. Просто бизнес и никакого мошенничества.«
|