Хвалить Арьена Лукассена – ровно то же самое, что с упоением материться на лупающую глазами блондинку, наездившую маневром из-за поворота на часовую пробку. Банальщина и скукотища, но иногда так хочется. У Star One ровным счётом ни одного шанса взять на испуг, выскочить как чёртик из табакерки в форме приятного сюрприза, но пучки восхищения от "Victims Of The Modern Age" настойчиво пробегают по телу. От неизменно завышенного качества этого luxury бренда, застревающей на подкорке нуарно-космической атмосферы, строгой подобранности каждого фрагмента и выверенности аранжировок, смастерённых с дивным упорством заучки-школяра, который не спал неделю, увяз в книжках, но зато все билеты выучил на зубок. В ботаническом саду сиквела к "Space Metal" (2002), призванного в своё время отвлечь менестреля научно-фантастических саг от перегруженного слоёного пирога Ayreon и заманивающего стилистической однородностью, вырастают лишь правильные риффы, колосятся идеально гармоничные мелодии, шелестят только проникновенные соло на синтезаторе, а пашут, сушат и заготавливают здесь VIP-герои вокального цеха. И пускай так остаётся, но от непременного перфекционизма нередко хочется взвыть. Чтобы не всегда всё было тютелька в тютельку. Дабы сохранялось место всяким неровностям и лёгким экспромтам. "Жертвы современности" – второй подряд проект голландца после недавнего Guilt Machine, который пытается уйти от рок-оперной формулы Ayreon и не сваливать на слушателя попурри из классических прог-роковых коллективов под уникальным соусом Лукассена. Если бы восемь лет тому назад не было первой части, то новинка смотрелась бы крайне неожиданно. Но перегородка между разными сферами интересов Арьена ясно требует преемственности – звучания с объёмными хай-тек нотами пространства, как будто отдающимися от стен футуристической космической цитадели, узнаваемыми клавишами, прог-металлическим сердцем и крошечной командой избранных голосов, зато неизменной и тем самым не требующей вживания в новый Star One.
Концептуальность сказитель не убил – она играет значительную роль в определении характера "Victims Of the Modern Age". Если "Space Metal" кружил голову хрестоматийно-умопомрачительными видами далёких звёзд и туманностей, черпая вдохновение каждой песни в отдельном sci-fi фильме или сериале, то свежий сюжет почти целиком происходит на Земле. Система заимствования антуража у кино сохранилась, но большой экран и ТВ предоставляют постапокалиптичные сценарии и антиутопии. Отсюда более прессующее, мрачное, холодное настроение по сравнению с предшественником, растущие скорости и иной уровень тяжести, строящейся на модерн-метал риффах и эмоционально насыщенных вокальных партиях. Типичных атмосферных космических соло на клавишах стало заметно меньше. Синтезаторный традиционализм раннего Ayreon с романтикой наиболее сильно представлен на вступлении "Down The Rabbit Hole", дальше его всё меньше. И если на следующей "Digital Rain" напряжение нагнетается Расселом Алленом из Symphony X и Дэмианом Уилсоном, вернувшимся в Threshold, то "Earth That Was" стартует с забойных, тяжеленных гитарных структур. Так жёстко риффы Лукассена ещё не выглядели. Дальше это скорее прямой наследник первой главы Star One. Структура заглавной вещи аритмией контрастирует с первой парочкой – здесь и неожиданный гитарный гуд, и растворяющие в себе клавишные подкладки. "Human See, Human Do" срывается с места, как будто держал энергию в узде с самого дебюта. Вокальные пересмешки Аллена и Уилсона напоминают выдержки из "Space Metal". В более спокойном ключе они продолжаются на "24 Hours" – мини-мюзикле с очень тонкой симфоникой и наиболее весомой ролью клавиш на диске. "Cassandra Complex" хард-роковым куплетом отсылает к Rainbow из 80-х. Рассел здесь смахивает на Джо Линн Тёрнера.
Дебютный рифф на "It's Alive, She's Alive, We're Alive" напоминает чуть ли не "Phobia" от Kreator в среднем темпе, а затем всё превращается в самую хитро закрученную вещь работы. Ну и как же без всепобеждающего пафоса, который роднит космос и землю двух пластинок Star One на заключительной девятиминутке "It All Ends Here", собирая от обоих миров атмосферу – вещица закручивает в водоворот удивительного гитарно-клавишного винегрета, а иногда мелодические элементы пересекаются с мраком гётевщины Kamelot. Из-под "Victims Of The Modern Age" приходится форменно выбираться как из завала – накрывает. Изначальный скепсис, навеянный повторениями со "Space Metal", испускает дух под блестяще проделанной работой. Автором, вокалистами, среди которых бодро порыкивает Дэн Сванё, а за дамочку по-прежнему выступает Флоор Янсен, и подмогой: Эд Варби (Gorefest) снова в строю, а Гэри Веркамп (Shadow Gallery) одалживает диску несколько соло. Возможно, свежая пластинка и далека от развития в прямом понимании слова. Здесь нет новой фактуры, а Лукассен выступает в роли пересказчика своих историй – лишь с несколько иными акцентами. Но было бы странно, если второй Star One спустя столько лет оказался совершенно другим. Тогда могучему голландцу легче придумать ещё один проект.«
|