Точка невозврата для одной конкретной группы. А для поклонников – для кого-то последний альбом и конец великого начала, для других перевалочный пункт в нечто иное, но как бы то ни было – критический момент или новое дыхание, по мнению публики, это, безусловно, водораздел творчества Sepultura. Причины раздора братьев Кавалера и Андреса Киссера, как все внутренние склоки различных коллективов навсегда останутся внутри этих групп, и нечего мусолить слухи и заявления в попытках найти правду. Последний совместный альбом, пройдя школу еще трешевого groove, выродился в tribal alternative groove metal, эталонный для юного жанра – почти наверняка большое влияние на запись оказал Ross Robinson, основной двигатель альтернативной культуры в тяжелые массы. Это один из его первых альбомов.
Низкие, сгруженные к мощному басу гитары, работающие отрывистыми аккордами или сливающиеся в неровную, волнистую змейку разнотональных риффов взвиваются вместо партий соло перегрузами и слайдами, в поддержку массе шумовых эффектов, продолжающих направления, выделенные на "Chaos A.D.", которые мы называли индустриальной остротой и элементами hardcore. Мелодии и кач нечто единое, на поджатых до удушливого писка струнах под размеренные многоуровневые барабанные партии с постоянным подключением перкуссии. Трибальность в половине альбома поставлена во главу угла, монотонный гипноз ритмом под яростный горловой крик. Ведь все это и есть последующая alternative, с которой уже рисуют свои невменяемые полотна Slipknot, которую уже успели использовать Korn к этому году.
Альбом составлен из многочисленных разрозненных частичек – где-то кто-то постоянно помогает, то подпевая, то подыгрывая на ударных, то вырисовывая тексты на местных диалектах. Вот и одна из песен "Itsari" записана в поселении южноамериканских индейцев, где обитала группа некоторое время во время подготовки к этому диску. Музыка представляет собой народные корни плюс адаптацию с читкой лечебных текстов. На композиции "Lookaway" частично вышедшей из рук одного ди-джея присутствуют гостевые вокалы таинственно заикающегося, злобного говоруна Jonathan Davis и Mike Patton, чье происхождение пояснять едва ли требуется. Или композиция "Breed Apart" буксующая в шумах, постоянно мучимая завихрениями не музыкального характера, не два не полтора на "Jasco" и "Ambush", и единственный откровенный hardcore номер "Dictatorshit" с непременным скрытым многоминутным вытягиванием жил под соло на пиле "Дружба", столь необходимым у групп подобного толка с этого момента и по сей день. Эти тринадцать минут звуков я слушал только дважды – при первом знакомстве и сейчас, пока пишу рецензию. Итого музыкальность альбома на семьдесят с хвостом минут составляет весьма спорный вопрос, оставляя нам на фанатское разграбление первые четыре композиции, промежуточного состояния "Spit", "Dusted", мощные вещи из концовки "Born Stubborn", . Но все эти кусочки срастаются в единое целое, отчего-то сохраняющееся в памяти после прослушивания не только по средствам моего фаворита диска "Ratamahatta" или всенародного гимна свободы "Roots Bloody Roots", а вполне целостным полотном специфического, невероятно индивидуального аромата. Вся эта трибальность и естественный примитивизм, едва ли нашел повторение у кого-то еще после "Roots". Здесь это выражение внутренней свободы духа, силы борьбы, вечного противостояния угрозе извне, что бы это словосочетание ни значило для тебя, сплачивает все эти не самые сильные композиционно песни, чтобы оформить недоступно колючий, единый образ этого альбома.
Характерно, что оба коллектива – и Soulfly обиженного Макса, на мой взгляд, не на много более сильный поначалу, и последующая Sepultura с Грином, впоследствии ставшая группой Киссера – после "Roots" продолжили начатое на нем, имея единую точку отсчета и вдохновения. Ни те, ни другие не стали ориентироваться почему-то ни на последний трешевый "Arise" или охардкоренный "Chaos A.D." в полной мере, а значит, находили смысл своего творчества в продолжение этого диска. Тем забавней выглядит расставание братьев, породившее кризисную яму длиной в пару альбомов у обоих, и тем значимей становится эта работа, при иных условиях, не добравшая бы полбалла до нынешней оценки. Ну и, когда "Roots" заставляет тебя умереть перед сценой под свои звуки, когда ты готов идти на баррикады, не важно, на чьей стороне, тоже зачитывается.«
|