Юбилейный утренник в "дурке" для съехавшей с катушек консерваторской профессуры, ещё вчера таскавшей студентов за патлы по незнанию сольфеджио, а сейчас смотрящей с восторгом в зарешеченное окно на яркое солнце, сжигающее горизонт. Редкое мастерство сотворить тонкую гармонию из безумия окружающего мира – не для услаждения слуха прогрессивных ботаников-одиночек в очках с двумя стёклами, а удивительно песенную, яркую и запоминающуюся. Японские выдумщики Sigh не побоялись после мастерского и наиболее взрослого опуса "Scenes From Hell" (2009) сменить традиционную для своей манеры симфоническую кривизну в авангардно-блэковом антураже, с которой паства уже свыклась, на тайфун эклектики, чарующей широчайшим кругозором, отменным чувством (в том числе юмора) и умением остаться при этом самими собой. "In Somniphobia" – это накрепко сбитая череда саундскейпов, эдакая экология безумия в большом городе, когда из боязни заснуть и встретиться со своими демонами кто-то идёт по оживлённой ночной улочке, заглядывая по обе стороны в музыкальные кафе, переполненные кабаки и унося понемногу с собой. Теперь это авант-метал, сохранивший лишь далёкие отзвуки блэка – и то по остаточному принципу. При этом концепция новинки раскрывается далеко не сразу. Дебютные композиции "Purgatorium" и "The Transfiguration Fear" в сочетании заводных пауэрных ритмов, J-мелодики, деликатной симфоники, развесёлых ска-структур, отличной и разной перкуссии, хлопанья в ладоши и антикварных 70-ческих клавиш вполне могли бы оказаться на предшественнике, хотя градус затронутых элементов поднялся ещё выше. Но дальше Sigh бросают вызов самим принципам построения композиций, постаравшись по-максимуму использовать все известные стилистики и паттерны, доказывая фанатам, что "In Somniphobia" – самое масштабное и наиболее сложное творение в их 20-летней истории.
"Lucid Nightmare" готовит слушателя дорого записанным патетичным симфо-блэковым интро а-ля 90-е, слегка сбивающим задорную спесь начала диска. "Somniphobia" встречает космосом состаренных сэмплов, индийскими мотивами, думоватым куплетом и дрёмой проигрышей. Внутри яркие мелодии, парящий оркестровый пафос, блюзовое соло, целый сонм голосов, клавишная синтетика с настроением пост-Arcturus. Через радиошум встаём и переходим в другой бар. "L'excommunication A Minuit" впархивает хард-роковым соло в какой-то до бесконечности искореженный куплет Jethro Tull, перебивается повествующим гроулом и саксофоном, опять же архаичными клавишами и смысловыми перерывами. В "Amnesia" – космические панно, лёгкая атмосфера Roxy Music с их духовыми, блестящее многоголосье, множество эффектов, джазовые успокаивающие отрезки (фортепьяно плюс сакс) и блэкморовский сольняк из Rainbow начала 80-х. Слои филигранно перебегают из одного в другой и возвращаются в нафаршированной структуре. Внутри "Far Beneath The In-Between" – аромат сумасшедшего кабаре с карнавальной ритмикой, сатирой японской музыки, шумами, эхом на бэках и "голосом" сверчков. "Amongst The Phantoms" – очень яркая отсылка к трад-блэку, но с понятным авант-наполнением: симфоникой, цитирующей Dimmu Borgir, меллотроном, неоклассикой в гитарах, Arcturus-овскими элементами и очень грустной мелодией шарманки да в целом уличным парижским антуражем в финале. "Ending Theme" заканчивает концептуальную часть нуарным аутро.
Как и в дебюте, на сладкое пластинка оставляет две более стандартные для Sigh вещицы с галопом ритмов, грузными грувами и разнообразием мелодий. 8-минутная тема "Equale" остужает хард-роковыми риффами, духом 70-х и мистическим финалом. "In Somniphobia" получается уникальным коктейлем узнаваемых Sigh, но в географии их новых горизонтов.
Элементы, во-первых, меняются с необычайной быстротой, но в то же время степенно, не в горячке. Во-вторых, каждый из них имеет свою функцию, отыгрывает роль за короткий промежуток времени до конца и гармонично перетекает в другой, совершенно не ударяя по уху несостыковками и жестким ребром перехода. От приблэкованного трэша до джаза и латины, от эмбьента до неоклассики всё слито в один ручей, который течёт на редкость звонко, гармонично и незабываемо. Сложно представить, есть ли шанс у легендарных японцев взобраться ещё выше.«
|