Расколовшаяся в свое время группа Butterfly Temple дала миру еще одну, кроме сохранившейся самой себя – Невидь, а вместе они (еще несколько буквально не в счет, ибо все же не являются "началом") сформировали срединную прослойку фолк-металической музыки, которая так и не ступила в ряды пошлой "эстрадной" псевдомузыки, но и далеко и давно уже не андеграунд, в коем, несмотря на усилия прилагаемые к качеству и массовости, находятся многие другие коллективы. Чем это измеряется? Да, объемом концертной деятельности, известностью, широтой информационной деятельности, ну и конечно, самой музыкой.
Четвертый альбом, правда, имеет тенденцию к тому, чтобы утерять эту золотую середину, и даже не только потому что карта мира постепенно меняет свои очертания по вероисповеданию, но и музыкально ансамбль эволюционирует в своем, пока не понятно куда ведущем русле. Два года назад, подвинувшись в сторону Средней Азии на "Янтарном Сердце Арктиды" с акцентами в своей лирике и мелодике – а уж, что-что, а лирика всегда была крайне, безумно важна в творчестве Лесьяра – на новом альбоме все незаметно притекло к религиям дальневосточных стран. Не к какой-то конкретной, а к их обобщенному восприятию, которое в нашем обществе постепенно отъедает человекоресурсы у остальных монотеистических систем. Только сам исполнитель этого тоже не заметил, и получилось, что разухабистое, страстное, яркое и первобытное, волевое и драматическое, что было заложено в той эпохе, когда древнерусская культура была музой, отправилось в обитель спокойного созерцания, сакральной тайны и мудрости, которые конечно не менее привлекательны, даже с точки зрения обывателя, а не только посвященного. Итогом стали логично не проросшая тайна и потерянное свободолюбивое стремление – между двух стульев, и при этом тексты явно отметились некоторым упрощением, уступкой песенной форме. Никак влияние культуроведческой деятельности Arafes'а и его Kartikeya...
Музыкально Невидь также следовала примерно тем же курсом, цепляя пути пары самых значимых побочных проектов музыкантов (та самая Kartikeya и Путь Солнца), среди неопределимого стиля фолк-металических композиций и художественных интерлюдий с яркой индивидуальностью самого Лесьяра взлелеяв шаги в сторону death metal, простенького такого, ненавязчивого... главное, чтобы качал. Вот и получилось, что по целому набору параметров уже из дэта творчество выкатилось в некий грувовый nu-folk. Не сложные, лишенные всех блековых признаков гитары настроены классически низко под бульдозерный бас, выскребающий поверхности под ними; лабают динамичные, качающие риффы, а сверху уже духовые и прочие инструменты через целый ворох пропущенных средних частот кладут народную мелодику поверх. Ударные с намеками на трибальные ритмы (вперемешку с откровенным хардкором "Эльторайок", "Куйва" в которой вы услышите настоящее струнное соло) только усиливают русский вариант Soulfly, а струнные – альт, как указано – вызывает острое родство с чем-то коммерческим вроде Apocalytica, хотя звучит отлично, не отнять. Самыми удачными отрезками являются многоголосые и чистоголосые – в новом виде хороший, четкий, разборчивый и резкий вокал Лесьяра становится дисгармоничным с общим настроем. Понравилась одна из двух стихотворных зарисовок "Метель", понравился стремительный "Ожог", проникновенная "Мы с Тобою Пламя, Мы с Тобою Звери!" и самая чувственная и мощная "Серебро Небесных Слез".
Таким образом, ненамеренно, скорее всего, но получается путь к "эстраде", и это не то чтобы плохо, просто лишает творчество группы сердцевины (неужели оставили для Крамолы только?), что в сочетании с менее эффектными текстами, топчущимися на месте, без ярких метафор и броских фраз снижает интерес к самому альбому. После прошлого диска оставались двойственные впечатления, но он весомо оседал при прослушивании, если не песенным составом, то ощущением своего существования, своей воли. А этот слушается хорошо, красиво, легко гоняется туда-сюда не по разу, но если вас когда-нибудь спросят, держали ли вы его в руках, то вас могут начать обуревать сомнения. Впрочем, это характеристика всего современного искусства, которое стремиться оставить монументальность позади. И еще, довеском расскажу, что в процессе формирования скрытого трека знатно напоминающего какую-то песню Монгол Шуудан, музыканты решили сделать скрытым весь альбом – для прослушивания диска вам придется перемотать или скоротать четверть часа тишины. Сначала казалось, что именно так звучит посвящение Кайлашу, но нет, и после вы уже начнете сам диск.«