Экспансия "черного металла" за пределы Норвежского королевства привела к рождению в различных уголках Европы энного количества достойных и талантливых групп, способных по многим статьям дать фору скандинавским блэк-бригадам. Одной из таких команд является Evol – итальянский бэнд, начавший исправно трудиться на поприще экстремального искусства в первой половине 90-х гг.
"Portraits" – третий полноформатный альбом группы. Наиболее просто стиль "Portraits" может быть охарактеризован как атмосферный блэк с обилием клавиш. Однако при всем при том саунд группы не вызывает почему-то никаких ассоциаций с другими коллективами, работающим в этом направлении... Но все обязательные штуки, такие, как скрежещущий войс с женскими подпевками, расписные клавишные партии и воющие гитары, т.е. все основное, созданное в рамках атмосферного black, вы найдете на альбоме в избытке. Некоторые синтезаторные куски (в "Once Upon A Time", например) по временам слегка напоминают творчество Burzum, но только слегка... Вообще, клавишные играют на альбоме доминирующую роль: с их помощью создается и трагическая атмосфера средневекового безумия, и монументальные ноктюрны, а вкупе со скримингом клавишный беспредел доходит до прямого музыкального насилия! Хотя на диске есть и довольно спокойные композиции, в том числе и инструментальные. Ряд фрагментов отмечен довольно интересными аранжировками, особенно в области тандема бас-гитара/ударные.
В словесном плане группа, как всегда, не терпит однообразия и продолжает культивацию лингвистического плюрализма в black metal: вам предлагются тексты на английском, французском и итальянском, что вносит в опус очередную ложку разнообразия.
Лучшими композициями альбома я бы назвал заглавную вещь "Portraits", а также "Ancient Abbey" и атмосферную "Grigia Signora", хотя и остальной материал тоже выразителен, несмотря на некоторую общую затянутость. Но, как говорится, на вкус и цвет... Поэтому в рамках своего стиля "Portraits" хорош и занимает достойное место среди прочих образчиков симфо-блэкового стаффа на этой планете!«
Пожалуй, самое злое и отчужденное из Ildjarn'овских творений. Записано, как ни странно, было в 1996 году, уже после полностью эмбиентных "ландшафтов". Принципиально ничего нового по сравнением с ранним творчеством. Да это и не та сфера, в которой стремление изобретать велосипед похвально. Все тот же примитивный, сырой и свирепый блэк, все так же вгоняющий слушателя в транс безо всяких наркотиков. Концепция музыканта не сменилась ни на йоту – да и с чего бы – безграничная любовь к природе и всепоглощающая ненависть к человечеству. Длиной диск 74 минуты, и состоит он из (всего!) восемнадцати треков. Объяснение простое. Первые 15 песен – Ildjarn в классическом проявлении, короткие хлесткие боевики. 16 и 18 дорожки в сумме приближаются к 30 минутам и выполнены в минималистическом дарк-эмбиентном ключе, а разделяет их инструментальная интерлюдия. Релиз намного быстрее по сравнению с "Forest Poetry", "Frysende Nordariket" или "Ildjarn". Существенно выросли и скорость риффовки и скорость барабанной работы. Хотя попадаются и среднетемповые песни, львиная доля блэковой части альбома исключительно быстра. К слову сказать, на всех самостоятельных работах Видара драмсы живые, исключение составляют лишь альбомы, записанные в соавторстве с Нидхоггом. Лирика к альбому традиционно отсутствует. Надо сказать, что вокал наличествует в начале и ближе к концу диска – середина полностью инструментальна. В отличие от "Forest Poetry", когда нужно некоторое время, чтобы музыка поглотила тебя целиком, здесь разум практически не сопротивляется. Акклиматизация происходит незаметно. Происходит это во многом из-за созвучия ритм-секции и гитарных партий. Раньше Видар сознательно записывал барабаны "вразрез", "поперек" риффам, в результате чего требовалось некоторое время на привыкание. Здесь все по-другому. Штормовой ветер уносит тебя сразу же, опуская тебя через 50 минут на землю для черной медитации... ПРИГОВОР: Никаких компромиссов. Ещё один релиз, способный изменить тебя...«
Возьму на себя смелость считать "Поэзию леса" лучшим диском Ildjarn. Все то, к чему он стремился в ранних альбомах и сайд-проектах, было воплощено здесь. Уродство, доведенное до крайности, тоже прекрасно! Эта музыка гипнотична, она вводит слушателя в тяжелый отрешенный транс, когда ты временно утрачиваешь способность логически мыслить, рассуждать, оценивать и делать какие-либо выводы. Когда вставляешь диск в проигрыватель и начинаешь внимать, разум некоторое время противится, не приемлет сокрушительный поток ненависти, льющийся из динамиков, но затем сдается. По прошествии 52 минут ты словно просыпаешься от дурманящего наркотического кайфа, тяжело снова адекватно воспринимать окружающий мир. По словам самого Ildjarn'а диск исключительно для тех, who seek darkness at heart. Колоссальная неприятность в том, что Ildjarn, будучи в угнетенном и подавленном состоянии духа, сжег лирику к альбому, так что возможности почитать излияния его души (на этот раз на английском) мы снова лишены. Говорить о каком либо техническом аспекте альбома бесполезно. Запись – любительская, сыграно крайне примитивно. Барабанные ритмы повторяются из песни в песню, гитары зашумлены до невозможности, вокал не подвергается расшифровке. И кому только может придти в голову рецензировать Ildjarn с позиции техники? На то есть масса других групп. А Ildjarn один. Нарисовать "черный квадрат" сможет каждый, только вот имитировать это смысла не имеет. Разумеется, рассчитана подобная музыка на очень и очень узкий круг слушателей. Её не охарактеризуешь понятиями "экстремальность", "агрессия" и "бескомпромиссность", это нечто большее. Не берусь рекомендовать этот диск. Кому надо, возьмет сам, кому не надо – считайте, что вам повезло.«
Второй полноценный релиз Ildjarn, выпущенный Norse League Productions тиражом в 750 экземпляров. По сравнению с "Det Frysende Nordariket" стилистика практически не изменилась – яростный монотонный блэк, сколоченный из повторяющихся примитивных структур, с абсолютно подвальным качеством звучания – никакой звукорежиссуры и ретуши. Записано было в домашних условиях на легендарный четырехдорожечный магнитофон. К тому времени Ildjarn уже принял решение работать в одиночку (исключение он делал лишь для Нидхогга) и работал на альбомом единолично, без чьей либо помощи. Оформлен диск слегка нетипично: вместо привычных ландшафтов и красот норвежской природы, в которой музыкант черпает свое вдохновение, на обложке, печально склонив тогда ещё волосатую голову, изображен сам Видар. Уже упомянутый звук стоит отдельной похвалы. Он подчеркнуто уродлив и полон намеренной грязи: смазанные гитары, басовый перегруз и мерзкие цыкающие барабаны. Сказать, что Ildjarn звучит сыро, равносильно молчанию. В любом другом стиле это было бы отвратным, но в этой ситуации звучит просто изумительно. Вокальное сопровождение представляет собой более-менее традиционный каркающий скриминг. В 15 треке можно услышать чистый вокал Видара. Барабанные партии – верх примитивности, разнообразие отсутствует как таковое – записаны самим музыкантом, а не драм-машиной, как может показаться. Выдержан альбом в сравнительно среднем темпе, есть несколько резвых мест, пару раз скорость ощутимо падает. Треки преимущественно короткие, в среднем по две с половиной минуты. Атмосфера? Дикая необузданная и всепожирающая злоба, хаотичный ненаправленный поток ненависти, разящий все без разбору, смертельная тоска от сознания того, в каком жалком и смехотворном мире мы живем. В отличие от других блэковых работ Ildjarn в одноименник примешано немало печали и скорби. Текстов песен не найти, но, исходя из их названий и общей концепции музыканта, они повествуют о природе и темной стороне человека. ПРИГОВОР: 75 минут непрерывного музыкального терроризма под силу не каждому любителю экстремальной музыки. Слабо?«
Всегда живо интересовался группами, взявшими свои имена из книг достопочтенного Дж.Р.Р. Толкиена. Однако, частенько бывало: "слышали звон, да не знают, где он"; поэты-песенники от металла (почти исключительно – из областей black) в текстах не касаются тематики "Властелина Колец" или "Сильмариллиона", а либо возвеличивают войну (преподнося ее эпически), либо мудрят по поводу магии и мистики. Давно, лет 20 назад существовала doom'овая команда из Штатов Cirith Ungol – это крепость на перевале через Черные горы, куда попал в бессознательном состоянии Фродо Бэггинс после ранения в логове паучихи-Шелоб, и откуда вызволил его верный Сэм Гэмджи. Кажется, в других переводах Cirith Ungol звучит как Cirith Gorgor, или, если путаю, последнее – название самого перевала? Уже не помню, но стихотворчество американцев было так же далеко от мира орков, эльфов и хоббитов, как и голландцев из Cirith Gorgor. На этом сходство кончается.
Обряженные в шипы и латы, грозящие холодным оружием, размалеванные "по-пингвиньи" рыжие парни из края бесчисленных каналов сурово и строго глядят на нас с фотовкладыша, и сразу ясно, что мы услышим, вставив диск в гнездо: конечно же, black, black и еще раз – black! С первых же секунд, вслушавшись в аккорды-переливы гитар, ваш покорный слуга-рецензент понял, что не прогадал, ибо саунд команды оказался вельми хорош: мощный, живой, с немалым числом мажорных (!) ладов, исполненный духа и силы (и силы духа). В композициях можно найти элементы pagan, folk и даже progressive, но они так прочно вправлены в black'овую основу, что не возникает никакого чувства дисгармонии и непродуманности, – музыка течет в целом быстро, то неистовым стремительным потоком, то торжественно низвергающимся широким водопадом. Есть очевидная перекличка с альбомом Immortal "Blizzard Beasts": та же несравненная техничность и глубина звука, вот только песни все же менее "отстраненными" (есть приятная для слуха "теплота"). Заглавная композиция – лучшая в этой работе, и ее, без сомнения, можно отнести к классике blacka. Темы также чуть-чуть навеяны мелодикой Riger и Mystic Circle, но играют голландцы куда живее, чем их соседи-немцы.
Очень симпатичный альбом, но есть и недостатки в нем: ударник слегка "вольничает", – видимо, не вполне вписался в саунд, а риффы к концу начинают повторяться (вариации одной и той же темы). Но просчеты компенсируются в целом безупречной работой инструменталистов, хорошими стихами (о загадочных явлениях на стыке людей и природы, зловещих чудесах и таинственных тенях ночи), общей сказочной атмосферой.«
Снова убеждаюсь, прослушав данный диск Hypnos с добрый десяток раз, что нормальные рецензии пишут либо, если альбом нравится слушателю; либо от первого классного впечатления, навеянного мощной раскруткой и промоушеном; либо для того, что б, собственно, этот альбом и раскрутить. Во всяком случае, нормальной здоровой критики по существу (обсерания групп на всяких фэн-сайтах не в счёт) увидишь мало.
Что приходит на ум знающему толк в дэт-металле человеку, когда он услышит словосочетание "Чешский (Словацкий) Дэт-Металл"?
Конечно, Krabathor, Dementor, Pathology Stench, Pandemia – жестокая и заставляющая тошнить лирика, очень брутальные рифы, барабанные замолоты и это всё при очень качественном исполнении и звуке.
Представившаяся возможность заиметь в своей коллекции этот диск, лично мне, теперь кажется разочарованием. И вот почему...
Как известно, в Krabathor все тексты и музыка сочинялись двумя людьми гитаристом Кристофером и басистом Бруно, которые и вокалировали вместе, а иногда и порознь (кто какую песню написал – тот в ней и вокалист). Мало того, другие музыканты принимавшие участие в записях и выступлениях считались сессионными и к членам группы не причислялись. Как следствие Бруно это надоело и он свалил с группы доиграв в ней тур в поддержку последнего альбома Krabathor.
Позже он начал работать над новым материалом и великодушно причислил к своей группе барабанщика, принимавшего участие в ранних записях Krabathor по имени Пегас. Так и был создан Hypnos, дэт-металл акт, который должен был исповедовать оригинальную стилистику и следуя традициям стать ещё одной жемчужиной в чешском андерграунде. Но и на этом не остановился басист Бруно. В качестве сессионного гитариста в группе оказался ещё один экс-сессионный-Krabathor'овец Хире.
Материал готов, запись идёт, уже начали раскрутку, но и этого мало. В качестве сессионного вокалиста Бруно приглашает человека-легедну, который должен был стать изюминкой альбома, – Мику Лютиннена, неутомимого лидера Impaled Nazarene.
Пытаясь быть понятыми, эта компания записывает альбом в классическом... Krabathor'овском стиле. Те же тексты в духе "вы дураки, потому что в бога верите", те же гитарные рифы (благо школа Кристофера не забылась Хире) – техничные, чётко продуманные и виртуозно исполненны, но ярко выраженная басуха настолько долбит по ушам, что иногда портит мелодический ряд композиции, а наряду со среднетемповым ритмом это кажется каким-то вязким болотом. Очень скучно.
Сухой голос и отчасти безграмотно-непонятную лирику Бруно иногда разбавляют дикие вопли Мики Лютиннена и клавишные пассажи, человека, который занимался микшированием альбома в студии – Томаса Кмета.
Если бы не эти люди, то вряд ли можно было бы слушать этот альбом.
Не хочу сказать, что альбом – полное фэ!, но подобной музыки сейчас море. Можно вагонами слушать, а что толку-то.
Можно было бы ещё добавить, что раскруткой, поддержкой и оформлением занималась вездесущая словацкая контора Immortal Souls Prods., а они знают как преподать любой товар в лучшем виде. Коммерцией пахнет, товарищи дэтстеры. Даже будучи ярым поклонником дэт-металла, предпочтительней послушать всё-же Krabathor. Death-metal может быть и новаторским, и архаичным, но обязан быть искренним! Удачи Hypnos'y.«
Сгорает мгновенье
Пылающей свечкой.
Холмы и леса
Погружаются в ночь.
Какая мечта
На пути бесконечном
Уносится прочь?
У.Б.Йейтс "Настроения"
Данное стихотворение, на мой взгляд, очень точно отражает музыку группы Nest. Волшебная, спокойная музыка. Музыка, находящаяся в гармонии с самой природой. Слышен шелест деревьев, завывания ветра, шум зверей в лесной чаще. Музыка, рождающая прекрасные образы багрового заката на горном озере или окутанной лунным светом поляны, затерявщейся в лесной глуши. Чарующие звуки кантеле (финский народный инструмент), акустические пассажи которого приятно обрамлены амбиентными вставками, ненавязчивый вокал, атмосфера таинственности. Группа состоит из двух человек: музыканта и художника по имени A.Tolonen и вокалиста T.Saxell. Оформелние буклета также приятно радует. Его сделал сам Tolonen, используя оригинальную карандашную технику и свой художественный талант. Эти зарисовки отлично дополняют музыку. У меня прослушивание этого альбома вызвало ассоциации с Tenhi, Of The Wand And The Moon и двумя последними альбомами Empyrium. Думаю, данное творение придется по вкуcу всем любителям dark-folk.«
Очередной "корабль", свалившийся со стапелей MTM Music, поначалу вызвал лёгенькое такое недоумение. Недоумение сие было целиком и полностью связано с оформлением диска – мрачноватая то ли тюремная камера, то ли больничная палата, увешанная гирляндами разнообразных масок, картинка из буклета с человеком с горящей головой и черепашка-ниндзя грязно-серого цвета, распухшая до размеров гигантской обожравшейся мерpкой личинки, почему-то вызвали ассоциации с Pink Floyd и иже с ними. В связи с чем я настроился на прослушивание чего-нибудь психоделично-отстранённого, не совсем обычного и непонятного с первого раза. И совсем не удивился, когда услышал то, что услышал. Второй альбом Harlan Cage при ближайшем рассмотрении оказался очередным образчиком классического AOR'а. И далее по шаблону – неплохой вокал, достойные клавишные – мелодичная, мягкая, расслабляющая, плюшевая и бесконфликтная музыка, выполненная в спокойном, умиротворяющем ключе, куда небольшое (очень небольшое) разнообразие вносят саксофон, пронзительная гармоника и симпатичная песенка "Turn Up The Radio" – эдакий поп-роковый бодрячок. Пластинка, безупречно выполненная с точки зрения тактико-технических характеристик, и... неспособная заинтересовать кого-либо, кроме оголтелых поклонников стиля. Сложно сказать, плюс это или минус...«
Отзвучав чёрным языческим индастриалом, уже на втором своём альбоме Nord'N'Commander меняют стиль. В отличие от своего предшественника, релиз "Heavenly Barrow" воспринимается не как нарочито грязный андеграундный эксперимент, а совсем наоборот – из трэка в трэк переходит флаг модернового электро-готика, с синтетической нежностью воспевая пёстрые красоты дальних планет, синих солнц и чулок в крупную диагональную сетку. Должен с радостью отметить, что для пары соотечественников оба направления – блэк-индастриал и готик – звучат одновременно привычно и неординарно. "Heavenly Barrow" слушается легко – спокойная светлая музыка с явно позитивной атмосферой, простые, но богатые напрочь синтезированные клавишные, гитары "в линию", как и на дебютном диске, дансовые ритмы... Нечто среднее между последними творениями Diary Of Dreams и Samael. Легкая примесь индастриала – конечно, куда же без него? Вокал на этот раз поёт, причём в лучших традициях дарк-электронной сцены. Проще говоря, релиз на уровне современных западных готических изысков. Хорошо!«
Похоронное агентство Firebox, говорит оператор S. Говорит? Нет. Здесь нет музыкантов, нет актёров – ни зрителя, ни сцены. Лишь коридоры – тянущиеся из одних пустот в другие, отныне и навсегда – пока смерть не разлучит нас... Нас? Until Death Overtakes Me. Бельгия, снежные заносы, безжизненные витрины полуразрушенных магазинов. Здесь нет музыкантов, нет актёров – ни людей, ни животных...
Лишь камень и ветер, ветер и снег,
Снег и тягучая долгая песня –
Покинутых мест и забытых навек,
Лиц и имён, ушедших безвестно...
Эта фантазия светлее всех солнц, ведь вне измерений невозможны сравнения. Мрак, который невозможно представить, но легко вообразить – даже в этом абсурдный. Медленнее, чем этот звук, есть только вечность, печальнее же – лишь реальность. Мертвенные хрипы – или это только слышится? Одинокий орган, одинокая скрипка, гитарный шум и гортанный рёв – такие редкие среди амбиентного стона – и приговором бьющее фортепиано... Мрачнейшее из того, чего не существует помимо. One man band священника S, Until Death Overtakes Me, и симфония свершившегося разрушения "Prelude To Monolith". Похоронный дум, как любят называть его тёмные поклонники, – это именно он – во всём своём великолепии. Длящийся час минимализм – только для тех, кто выбирает скорбь. Это великолепно.«