Эмпирическое восприятие окружающего мира, которое не даёт логике и мрачной математике структурированного сознания ни шанса, всегда было важной чертой северной музыкальной культуры. Апогей, случайно найденный норвежцам и исландцами, во многом превратил их творения в гимн хмурым, но морозно красивым лесам, ледяным пустошам, северному сиянию, противопоставляемым каменным джунглям. И в этом вряд ли есть несостыковки. Жить в такой нереальной, иррациональной атмосфере изрядной отчуждённости и чураться её – совсем не по-людски. Андреасу Хедлунду, творящему свои работы под маркой Vintersorg в избушке посреди моря деревьев, чуткое восприятие чувств и эмоций природы помогло стать менестрелем Скандинавии. Его внедрение в ряды и так нестандартных викинг-прогрессивщиков от блэк-метала автоматически повлияло на смещение акцентов. Именно с "Empiricism" началось движение Оустейна Бруна в сторону большей эмоциональности и проникновенности, обретшей сольное исполнение на "Origin" (2006) и представившей команду во всей её unplugged красоте.
На "Empiricism" изменилось многое. Не только Винтесорг подсидел на вокальном мостике Вортекса, который отправился поднимать свой семейный бюджет к блэк-метал олигархам из Dimmu Borgir. Аранжировки этого прогрессивного материала стали сложнее, точнее, чётче, авангарднее, а звук со сменой продюсера перестал наконец попахивать рачительной шведятиной, удалившись в классическую норвежскую симфо-ипостась. Стало больше проникновенных акустических элементов, добавились фортепьянные пересмешки, а один запоминающийся голос уступил место второму, не менее интересному. Засилье синтезов избавило стиль Borknagar от классической атмосферы холодного космоса; страха и отчаяния вдруг не стало совсем. Одновременно куда-то делась некоторая натянутость музыкального повествования, сменившаяся гармонией. Не сразу, лишь по прошествии некоторого времени. При этом структурированный хаос никуда не пропал – без него группу представить невозможно, а мощь и энергетика застыли в камне.
При всём обилии элементов, инструментальном и композиторском умении музыкантов "Empiricism" – отнюдь не идеал. Это практически максимально успешное воплощение задумок, идей, планов. Но настолько разноплановая музыка смотрится особняком, норвежцев распирает от желания засунуть на пластинку и то, и это. Но идиома "места хватит всем", пожалуй, здесь не властна.«