Для меня диск Во Скорбях стал настоящим открытием, пожалуй, даже событием. Редко случаются приятные сюрпризы, а вот как раз один из них и произошёл. Родившийся практически из одной только песни "Плач", записанной группой Опричь для мини-альбома "Волчья Верность", проект перерос в самостоятельную команду, в состав которой входят не просто хорошие исполнители, но и их друзья, участники групп Bog Morok, Опричь, Крыница, Рось. Наличие таких музыкантов предполагает, что Во Скорбях просто должны иметь отношение к языческой тематике, так и есть, но всё не так просто. Коллектив исполняет самый настоящий славянский pagan(folk)-death-doom, "посвящённый дохристианским представлениям славян о смерти, загробном мире и взаимоотношениях живых и мёртвых". Я встречал определение стиля Во Скорбях как funeral pagan-doom, но не могу полностью согласиться с этим определением. Да, на мой взгляд, в музыке проекта присутствуют элементы funeral doom'а, но только элементы, термин "funeral" здесь скорее отражает тематику песен, а не музыкальную структуру. Что же до язычества... От Крыницы в лице Родослава получаем не только вокал, но и флейту с варганом. И, главное, в концепции альбома лежит сюжет, описывающий прощание семьи с погибшим кормильцем, с батюшкой, а слова взяты как раз напрямую из фольклора. Как будто бы уже оригинальности с избытком, но на этом рано останавливаться. Из концепции альбома выбивается тематически незначительно отличная (но абсолютно иная в музыкальном плане) композиция "Ой, ты, матушка, тошно мне...". В порядке эксперимента в ней присутствует минимум doom'овых риффов, но в основу положен трип-хоп, который в сочетании с редкими партиями флейты и ведущим женским "деревенским" (простите мне этот неуклюжий термин) вокалом отдалённо напомнил мрачную версию одной из песен по сути неплохого коллектива Иван Купала. Партии вокала разнятся от гроула и чистого мужского голоса до траурного женского, за счёт такого разнообразия присутствует незначительный эффект театральности, что как будто бы и неплохо, но в двух местах "чистая" декламация мне показалась не очень удобоваримой. Если кто-то опасается, спешу сообщить, что народные инструменты совсем не портят общей картины, так как весьма гармонично вплетаются в общую канву, а вот гитары иногда не по-хорошему очаровывают – через них сочится такая неуютная тревога, такой замогильный, жуткий холод, что иногда становится просто не по себе. Это не просто слова – меня эта атмосфера настолько увлекла, что, по чести сказать, альбом был прослушан с неподдельным интересом от начала и до конца. Отличная работа.
"День за днём, как река течёт,
Одолела нас велика обида!
День за днём, как река течёт,
Ох побила нас злодейска кручина!
От ветра шатаяся в чистом поле,
От дождя не укрывшися...
Без заступы, без обороны –
Одни-одиноки..."
Очередные немецкие таланты. На сей раз из Ганновера и на сей раз исповедующие симфо-готические убеждения. Релиз представляет собой немецкоязычный готик-металл с обильными симфоническими вставками, отменным гроулингом и явным привкусом средневековья. Сразу скажу о единственном негативном моменте, чтобы потом не возвращаться к этому – странный буклет, с оригинальным и интересным оформлением, но... в нём вообще нет текстов. Не понимаю. Вот собственно и весь негатив. :-) Из позитива же отмечу, что "средневековая атмосфера" – это не просто безликая характеристика. Она довольно явственно ощущается при прослушивании диска. Наверное, во всём "виновата" великолепная скрипка в руках Лизы Хиннерсманн... Гроулинг Хенрика Варшау просто великолепен, а чтобы у вас было представление на что он похож – я назову соотечественников Winterdome группу Haggard. ОЧЕНЬ похоже. Альбом довольно разнообразен – здесь есть и утяжелено-мелодичные композиции вроде "Land Der Nacht" и лирические отступления в виде "Flammentanz" и "Wenn Das Ende Naht". Вместе с тем нет ощущения вымученности материала и непродуманности концепции. Слушается великолепно и оставляет желание новой встречи. Отличный релиз, возможно лучший для своего стиля в ушедшем году.«
"Земное Заключение" ("Planetary Confinement"), предыдущий альбом Antimatter, прошёл мимо меня, но уход одного из непременных участников группы, Дункана Паттерсона, меня насторожил и заведомо огорчил. С другой стороны, если послушать его сольную работу Ion и прикинуть в уме, на какую дорожку он мог свернуть вместе с Майклом Моссом, повода горевать уже не найдёшь. А его и нет. Мистер Мосс прекрасно справился с альбомом самостоятельно, пригласив разве только себе в помощь пару наших старинных друзей, среди которых как обычно один из братьев Кавана и прочая компания. Девушки на альбоме, к слову, не поют, но и это не расстраивает – грустно и без них. Все треки гармонично сочетаются друг с другом, придавая альбому удивительную целостность и завершённость. По количеству удачных номеров для меня этот альбом стоит выше, чем даже беззаветно любимый "Lights Out". А за такие песни как "Redemption", "Another Face In The Window" или "Leaving Eden" зачисляют в классики и разрывают к чортям все контракты, потому как остаётся лишь клепать "зэ бэсты" – лучше всё равно не сделаешь. Записано настолько славно и ладно, что даже редкая скрипка не отвлекает от погружения в воспоминания о том, что было неприятно, о том, что было по душе. До ужаса точное описание состояния, когда остаются только двое – ты и тот маленький безжалостный червячок, что день изо дня точит твой рассудок... Подходящее время для прощания. "Свет гаснет. Ты ударяешься о землю". И в тебе всё сжимается от боли, и сам ты уродливо и беспомощно корчишься, но ничего не можешь поделать с этим, не можешь избавиться от этого. А светлое и доброе... Ему здесь нашлось место, только во время ли? Я бы поленился написать рецензию на "Leaving Eden", но у нас начался сезон дождей, а слушая на работе Майкла Мосса, напоминающего о том, что всё на самом деле плохо, как бы оно тебе ни казалось, ты, в самом деле, начинаешь припоминать, что всё действительно паршиво и спешить некуда...
"From the corner of the ring we gave up
The optimist had died, leaving the black side to tow the line
Looks like it's gonna be another wan and rainy days again
Looks like it's gonna be another wan and rainy days again
Looks like it's gonna be another wan and rainy days again"«
Немецкие мелодик-металлеры Saidian записали второй альбом. Первый удостоился благожелательных и даже порой восторженных отзывов. Что ж, продолжение вышло ничуть не хуже. И это несмотря на то, что группа пережила смену ударника – вместо Stefan Ditrich пришёл Klaus Sperling, известный по работе в проектах Мэтта Синнера. Честно говоря, замена априори не способная ухудшить что бы то ни было. :-) Итак, что же представляет из себя музыка Saidian? Чтобы не растекаться терминами и не сбивать с толку, ограничусь сравнением – Edguy. В лучших его проявлениях. Причём похоже всё – и вокал, и клавишные и гитарные запилы. Не знаю уж, насколько осознанным является это копирование, но факт остаётся фактом. Впрочем, для меня лично при условии качественной реализации это не является чем-то предосудительным. Умело скопировать стиль надо уметь. Как надо уметь и написать для этого хитовый материал. Немцам это удалось. Что и позволяет их рекомендовать всем любителям мелодичной музыки.«
-Что за хрень? – спрашивал я себя. –Что за буржуйские выкрутасы?! Зачем, ежли не корысти ради после смерти группы выпускать чортов сборник "лучших вещей"?! Ну, да, истовые поклонники возликуют от одного только сорокастраничного буклета... А чего мы не знали? Историю группы?.. Ну, как сказать. А чего мы не видели? Каких-то редких фотокарточек? Не такие уж они и редкие, не так уж их и много. Запечатлённые виды дикой природы? Это не к нам – мне улицу перейти и я уже в лесу! Быть может, мы чего-то не слышали? Да. Есть такая буква в этом слове. На этом мы остановимся, но не надолго, ибо помимо одиннадцати композиций, отобранных лично герром Швадорфом для этой компиляции со всех четырёх альбомов Empyrium и преданных рематерингу лично Маркусом Штоком в июле 2006 года, мы получаем два трека, ранее нигде не издававшихся. Оба они записаны в 2006 году, в Klangschmiede Studio, текст обоих на немецком, и они удовлетворительно могли бы вписаться в тот же "Weiland": акустика, шёпоты, сумерки, хвоя. Оно бы и ладно. Я бы из-за одного этого вряд ли взялся бы за эту короткую (но содержательную!) рецензию. Дело совсем в другом: одновременно с этими композициями была полностью заново записана "The Franconian Woods In Winter's Silence" с первого альбома группы "Wintersunset". Школьные годы чудесные!.. Помню, как мой неокрепший юношеский мозг пробирало насквозь при прослушивании этой дорожки. " Caught in the infinity, In the vastness of countless trees – O what a purity lies in these sceneries". Теперь же они сделали такое, что я и представить себе не мог бы, теперь я эту песню могу назвать лучшей за всю историю группы, теперь я пуще прежнего задаюсь вопросом: "Why?!" Зачем они прикрыли Empyrium, когда открывалось такое обширное поле для экспериментов?! Понимаете, после этого все те дурацкие вопросы, которые я ставил перед собой поначалу касаемо целей выпуска диска, отпадают. И место недоумения заменяет то чувство глубокого уважения, которое я искренне испытываю к этим прекрасным музыкантам.«
Когда в 1992 году великие Bay-Arena трэшеры Exodus выпустили компиляцию "Lessons In Violence", кризис в жанре уже зажёгся полным цветом. Через короткий промежуток времени легендарного коллектива, одного из зачинателей стиля, не стало. Но во второй половине 90-х солнышко пригрело, публика стала отвлекаться от гранжа и прочего порожняка, и Exodus воскресли из мёртвых, чтобы снова уйти в небытие. Во многом из-за ссоры с Century Media, лейблом, который недаром называют "убийцей групп". Напомнить о себе команда из Сан-Франциско решила традиционным способом – концертной работой "Another Lesson In Violence", которая по сей день считается одним из лучших живых творений в трэше.
В группу вернулся вокалист Пол Балофф, который солировал на дебютной работе американцев "Bonded By Blood" (1985). Этот факт явно придавал реюниону больше сил, чем у него в реальности осталось. Великолепный голос Балоффа заполняет пространство и идеально подходит живой, бьющейся ключом энергетике коллектива. Вторым немаловажным фактом стал звук, которому многие трэшеры просто не уделяли на "лайвах" должного внимания. Здесь он фактически идеален, обозначивая явный контраст с альбомами других банд. Все партии звучат безукоризненно, особенно сольняки. Ну и наконец, трек-лист. О таком никто и мечтать не мог. Фактически целиком сыгранный "Bonded By Blood" и три композиции с "Pleasures Of The Flesh" (1987).
В общем и целом, поклонники трэша не могут пропустить этот живой альбом. Он наполнен энергетикой до краёв, отлично записан и запечатлел группу в тот момент, когда она, только возродившись, готовилась снова прекратить деятельность.«
Несмотря на тучи противоречий, роящиеся вокруг современного Мастера, изменившего самому себе с коммерчески более выгодным в российских условиях хард-н-хэви, продюсеры потихоньку шлифуют своё мастерство и с отнюдь не гигантским бюджетом умудряются записывать качественные DVD. Жаль только, что подобное издание появилось по следам заурядной пластинки "33 Жизни" (2004), самой тусклой и серой в дискографии классиков отечественной тяжёлой музыки. Но и на том спасибо!
DVD объединил в себе удивительно качественное изображение, классную режиссуру (выбор планов при скромных затратах радует неимоверно) и мастерское исполнение. Насчёт последнего сомнений не было никогда (технические музыканты подкованы великолепно), но сам релиз такого уровня – вещь далеко не очевидная. Меню с простеньким, но эффектным переходом из одной рубрики в другую препровождает нас либо к самому концерту, либо к видеоклипам. Последние смотрятся достаточно забавно, особенно совковские "Кресты", похожие на арт-хаусные фильмы ужасов, снятые на любительскую видеокамеру. Но это бонус, основной же концерт смотрится приятно. Авторы визуальной работы придали ему необходимый динамичный вид постоянной сменой планов и движением "орудия" оператора. Не подкачал и звук, хотя искомой мощи ему немного не хватает. Главным недостатком "33 жизней" на видео, за который хочется срезать сразу полбалла, является скромная продолжительность программы. Большинство западных команд специально под DVD разоряются часа на два. Даже старики типа Rush, которым можно было бы и не волноваться по пустякам. Молодцы из Мастера ограничились жалкими 50 минутами. Честно говоря, маловато будет. В остальном вполне доходчивый релиз.«
До середины 90-х столичные мастера ещё успели поэскпериментировать с английским языком. Музыкально коллектив с "Talk Of The Devil" (1991) фактически не изменился. Лишь ньюансами. Немного несуразно выглядят здесь интро по типу колоколов в "Lock Them In The Graves" или мотоциклетного шума в "Punk Guys". Оформление, смотрящееся как минимум забавно, и лирика на инородном для группы языке также не добавляют очков в копилку. С другой стороны, здесь есть все составляющие качественного трэша: мощные риффы, гудящий бас и красивый вокал Серышева. Песни вполне цельные, особенно радует работа ударника Анатолия Шендерова, "проходившего по делу" под англоязычным псевдонимом Тони Шендер. Это, пожалуй, лучшая работа за ударной установкой в дискографии москвичей. Впрочем, ничего особенного, яркого на пластинке нет, и абстрагироваться от неё в творчестве Мастер нет никаких причин.«
В расцвете сил, когда всё удаётся и ладится, принимать противоречивое решение – словно совать голову петлю в надежде, что верёвка оборвётся. Вдохновлённая успехом двух первых работ, разошедшихся общим тиражом в 3 млн экземпляров, пятёрка выехала зарубеж. В Бельгии многообещающей советской команде предложили контракт, но фирма "Two Flags" в скором времени обанкротилась, оставив Мастер с носом. Тут-то и произошёл раскол. Игорь Молчанов (ударные) и Кирилл Покровский (клавишные) остались в Бельгии, оставшаяся троица вернулась в Россию. Кажется, нежелание музыкантов перевести свой альбом с рабочим названием "Empire Of Evil" на родной и могучий русский язык стало главным недостатком "Talk Of The Devil". Сказалась и чехарда в составе. Сергей Попов участвовал в записи уже как сессионщик, а барабанщиков на рекорд-сессии отметилось и вовсе пятеро.
К сожалению, сам выбранный курс движения группы подвергся корректировке. Во-первых, музыкантов уже не устраивал предельно лаконичный стиль, который они исповедовали на первых двух пластинках. Но эпические нотки и усложнение композиционных структур не пошли на пользу москвичам. Во-вторых, английский язык в лирике не вписывался в общее звучание Мастера. К тому же Михаил Серышев был явно не безупречен в артикулировании и произношении. Пение местами выглядит неестетственно, а лирика потеряла свою политизированности и скатилась до банальщины.
В итоге уже в 1991 году стало ясно, что возвращаться на круги своя рано или поздно придётся. Но Андрей Большаков и его хлопцы решили, что ещё не время.«
Уже после релиза дебютной пластинки стало ясно, что железный занавес непонимания в области рок-музыки в стране Советов пробит. Ничего не мешало Мастеру обставить своих бывших коллег, подошедших вплотную к тотальному плагиату на Iron Maiden. Андрей Большаков и его оруженосцы исполнили предназначение. Работа "С петлёй на шее" разошлась запредельным для западных трэшеров тиражом в 2 млн экземпляров, хотя суть феномена вполне очевидна. В СССР обычные в то время ВИА легко достигали фантастических результатов. Что уж говорить о тяжёлой, но диковинной музыке, которую представляли в русской транскрипции московские мастера.
"С петлёй на шее" по сей день считается лучшим произведением группы и, исходя из того, во что коллектив превратился сейчас, таковым и останется. Мастер стал бескомпромиснее, интереснее в мелодическом плане, менее сухим, более эмоциональным, скоростным и мощным. Музыканты теперь точно знали, к чему стремиться. Проба пера осталась позади. Каждая из представленных композиций отлично запоминается, а благодаря ремастированному звуку слушать альбом одно удовольствие. Вспомните тот ностальгический шум, что раздавался из вашего кассетника в начале 90-х! Сет-лист стал гораздо разнообразнее. В его рамках нашлось место и инструменталкам и даже медляку "Семь кругов ада", хотя основная масса композиций – шустрые и короткие трэшевые боевики. Изменилась и вокально-тематическая сторона. Стихи Мастера избавились от изличшней наивности первой попытки и прибавили в смысловой наполненности, которая связана с традиционным для трэша конца 80-х – начала 90-х курсом на политизацию текстов. В основе "С петлёй на шее" – антивоенные настроения и критика власти, пусть иногда в завуалированной форме. В дополнение ко всему Михаил Серышев за микрофонной стойкой звучит гораздо более убедительно и верно, чем раньше, а главное – злее.
Фактические "С петлёй на шее" – единственный релиз Мастера, у которого не замечено особых недостатков. К большому сожалению, пик творчества у москвичей пришёлся на самое начало карьеры.«