После качественного, но несколько тягомотного "Master Seven" (1997), который мог стать первым шагом вверх по музыкальной лестнице после продолжительной болезни, Ленни Вольф добил коллектив метким ударом по его разболевшейся черепушке. "Too" (2000) оказался странной пластинкой, наполненной бледными, нудными и балладно-ориентированным композициями, а обозреваемый "Independent" и того более кинул (извините за каламбур) одинокого Вольфа, исполнившего партии на всех инструментах (на все руки от скуки), в болота новых экспериментов.
Фактура гитарных партий, по которым Kingdom Come узнавались в первую очередь, коренным образом изменилась, став менее хард-роковой (т.е. менее фрагментированной и акцентированной, с не столь чётко выраженными риффовыми структурами) и более лавинообразной. Не иначе, наш герой обслушался индустриальной музыки. В придачу на диске вновь появились синтезаторные партии, искажающие вокал. Единственное, что не претерпело серьёзных пертурбаций, – это атмосфера, окончательно сменившая пробивавшуюся на прошлых релизах меланхолию на какую-то затяжную депрессию. Это странно, притом, что в жизни найти более весёлого человека, чем Ленни, трудно. Новоявленная манера Kingdom Come мало соответствует доброму и "симпатишному" имени хард-рока, призванное вызвать иные эмоции, нежели тотальный загруз.«
Почти что бессмертные хиты начала 90-х канули в лету. Им на замену подрядилась довольно посредственная, рутинная работа "Twilight Cruiser" (1995), которая своими беспричинными экспериментаторствами на почве поиска нового звучания могла довести поклонников до белого каления. Впрочем, неунывающий лидер коллектива Ленни Вольф не стал падать в одну яму два раза подряд. "Master Seven" с трудом, но можно назвать работой над ошибками. Даже несмотря на не очень лестные сравнения, напрашивающиеся по отношению к великолепной пластинке "Bad Image" (1993), новичок мог похвастаться наличием настоящих, не "силиконовых" хитов, которые, разумеется, не запоминались влёт, но в то же время и не сливались в "манную кашу" предыдущего релиза. Свежих идей по большому счёту не наблюдалось, но зато балладным материалом, которого на диске достаточно, можно без зазрения совести гордиться. "Can't Let Go" – просто сказка, которую не хочется отпускать, посему на болванке гордо высится аж две версии нетленного хита. В целом, общественности показалось, что группа потихоньку вылезает из некого подобия кризиса. Обманули...«
Беда к Kingdom Come пришла неожиданно. После феерической пластинки "Bad Image" (1993), на которой Ленни Вольф легко и изящно, раз и навсегда вырвался из тени легендарных Led Zeppelin, немец вдруг решился на не очень понятные эксперименты, которые с переменным успехом продолжаются по сей день. На кой ляд было менять гениальную формулу, в рамках которой уроженец Гамбурга совместил традиционный про-цеппелиновский хард-рок с меланхоличной, подчас депрессивной атмосферой, абсолютно неясно.
Тем не менее, трансформация коснулась не только самого материала, который потерял в хитовости, оказался за редким исключением довольно безликим и беззубым. Главное – Ленни потрудился над звуком, в первую очередь, гитар, которые стали звучать по-металлически, и поиздевался над собственным вокалом, позволив наложить на него некоторые синтезаторные эффекты. Мощный боевик "Hope Is On Fire" напоминает о классических темах группы, но, в общем и целом, фактически ничего из написанного Ленни сотоварищи не запоминается. Для хард-рока это беда, хуже которой не может быть ничего. "Twilight Cruiser" кажется пустышкой и необходимым приобретение лишь для ярых членов фэн-клуба Kingdom Come.«
Родители наверняка читали Ленни Вольфу в детстве сказки, в том числе про Золушку, древнего тинэйджера, который уже не одну сотню лет вдохновляет девушек на поиск принца на белом коне. Немецкий отпрыск вырос и – также как его предшественница – имел шанс помереть никому не известным, но в итоге засветился, словно лампочка Ильича. История его легендарного восхождения и вправду похожа на нечто фантастическое.
Проект родился из сотрудничества уроженца Гамбурга и четырёх американских музыкантов на руинах "относительно успешной" (на языке политкорректных журналистов банальность звучит именно так) команды Stone Fury. Компания Polygram дала "вокальному клону" Роберта Планта полную свободу действия, в том числе в плане подбора музыкантов. Предприимчивый немец рекрутировал в коллектив питтсбургского истязателя шести струн Дэнни Стэга, двух луисвилльских "прохиндеев" – гитариста Рика Стейера и ударника Джеймса Коттака, а также басиста из Северной Калифорнии Джонни Б. Фрэнка. Сам Вольф впервые в своей карьере смог сосредоточить все усилия на вокальных пируэтах. Кто бы мог подумать, что благодаря синглу "Get It On" и удачной рекламной кампании ещё до выхода одноимённого названию группы дебютника наивным слушателям было сбагрено ... 500 тысяч копий будущего шедевра. Год спустя после релиза по миру разошлись 1 млн. 300 тысяч болванок. Невероятный старт! Успех, тем не менее, привёл к скорому распаду основного состава и к постоянным мотаниям немца из Лос-Анджелеса в Гамбург и обратно. "In Your Face" (1989) и "Hands Of Time" (1991) закрепили статус группы как нового мессии хард-рока, тем более что в их рамках Kingdom Come стали "отмываться" от тяжкого бремени рьяных последователей Led Zeppelin и вплотную приблизились к обретению собственной манеры.
"Bad Image" в этом плане стал эпохальной работой. Вольф с обновлённым составом умудрился сотворить, пожалуй, самую сильную пластинку в дискографии группы, выйдя, наконец, из тени великих "цеппелинов". Даже вокал Ленни обрёл какую-то самобытность, несмотря на врождённое "проклятие", связанное с похожестью на Планта. Хард-роковой команде, дабы получить свой кусок рынка и войти в историю (а не вляпаться в неё), необходимо найти собственную стезю. Как принято говорить сейчас, некую "фишку". Таковой у Kingdom Come стала меланхоличная, иногда близкая к депрессивной, атмосфера, что выделила команду из армии однообразных Rainbow-клонов с бравурными припевами и стандартными пафосно-амурными посылами. Потерянная любовь вызывает у бывших любовников не грусть, а страх. Холод так и пронизывает пластинку от первой до последней темы. В этом её уникальность, подкреплённая хитовостью материала и крепкой работой всех музыкантов.«
Мы не понаслышке знаем, куда ведут добрые намерения. На "Worlds Neuroses" компания немецких спид-трэшевых гигантов после очевидных успехов "Metal Revolution" (1985) и "Protected From Reality" (1987) решилась на смену стратегии, но, как известно, в музыкальном бизнесе редко стоит трансформировать манеру поведения, если текущий расклад работает, как часы. Пошедшие против течения получили на орехи. Пластинка вышла со стапелей в некотором смысле экспериментальной, взгляните хотя бы на странные и стёбные заголовки некоторых тем. Замедление темпа и изменения манеры вокалирования Торстена Бергманна, которого местами тяжеловато узнать, не пошли группе на пользу, хотя разнообразия действительно добавили. Впрочем, при правдоподобности конструктивной критики нельзя не отметить, что "Worlds Neuroses" – чертовски добротный альбом. Звучание коллектива, наконец, стало в полном смысле удобоваримым (с точки зрения продюсирования это, без сомнения, лучшая попытка Living Death), а хитовость риффов и ударные подвиги никуда не делись. Атмосфера стала менее мрачной, возможно, благодаря вновь обретённому стилистическому разнообразию треков – от ураганных, типично спид-трэшевых до среднетемповых с некоторым влиянием классической психоделии. В итоге впечатления от диска получаются какими-то скомканными. Вроде бы традиционный Living Death, но с некоторыми странностями подачи.«
К своему самому известному творению, общепризнанной классике спид-трэша на все времена, немцы шли три года. Через невнятный, но вполне слушабельный по меркам тех времён дебют "Vengeance Of Hell" (1984), сквозь успешные концертные турне и EP "Watch Out", расходившийся первое время, как горячие пирожки, по 5000 копий в неделю. Наконец, через потрясающую пластинку "Metal Revolution" (1985), которая для группы действительно стала Великой Октябрьской, разве что не социалистической. Именно на втором полноформатнике братья Келш ускорили темп и нашли искомую творческую форму. Лид-гитара на диске звучала просто бесподобно, а композиционное развитие проявило себя в полной мере.
"Protected From Reality" может считаться прямым продолжением EP "Back To The Weapons" (1986), вышедшей с традиционным для тех времён политкорректным оформлением (сцены насилия были заклеены стикерами) и посвящённой последствиям ядерной войны. Мини-альбом оказался, пожалуй, самой шустрой работой Living Death. Полноформатник оказался достойным своего "папочки". Быстрый, шумный, крикливый, эмоциональный, атмосферный – немецкий спид-трэш в своём собственном соку. Отличные гитарные риффы, замечательные соло-партии, выверенная визгливая подача Торстена Бергманна и бесподобная инструменталка "Wood Of Necrophiliac", финал которой на кассете и CD почему-то обрезан в отличие от пластиночного варианта, где он пущен на фэйд-аут. Рейд по боевым построениям противника, сеющий смерть и разрушение. 15000 проданных копий как с куста. Особенно радует структурное возмужание немцев и строгая акцентированность материала – без каких-либо хаотических движений в сторону, вокруг да около. В плане звука это традиционное детище 80-х, выстроенное вокруг гитарного звучания с ударением на лид-партии. Бас местами, как и раньше, просто теряется, но с шестиструнными и барабанами дело обстоит более-менее ничего.
В общем и целом, "Protected From Reality" установил высочайшую планку развития немецкого спид-трэша, оставаясь одним из наиболее эффектных достижений стиля до сих пор.«
И это было начало. Начало вполне достойное и откровенное, с надеждой на будущее и чётко установленными ориентирами. С другой стороны, столь стереотипное в плане ТТХ для нас, граждан-космополитов XXI века, что диву даёшься. Недооценивать вклад Living Death в развитие мировой тяжёлой музыки было бы сущей несправедливостью, ведь западногерманская дружина одной из первых в Старом Свете стала исполнять канонический теперь спид-трэш и тем самым, несомненно, повлияла на зарождения стиля как такового. Образованная в самом начале 80-х братьями Келш группа "выплюнула" трёхтрековую демку в 1983 году, а через год начала путь к вершине андеграунда. В сущности, звучание пластинки получилось настолько невнятным и сортирным, во многом из-за ужасно прописанных ударных, что через некоторое время материал был перемиксован с новым барабанщиком Андреасом Оберхоффом. Бас местами трудно вычленить из общей каши, а гитары то и дело "подвисают". Ошибки видны невооружённым ухом – в интро к "Hellpike" один из инструментов на несколько секунд просто пропадает.
В плане содержания пластинка оказалась далека от того, что готово было уродиться на огороде Living Death через пару лет. За основу пятёрка взяла путеводные звёзды вроде Motorhead и Accept, усилив напор и изменив ритмику. На "Vengeance Of Hell" ребятёнки ещё не вполне определились с тем, в какую сторону стоит идти, посему стилистически темы сильно различаются – в отличие от более поздних работ. Обращает на себя не состоявшийся пока вокал Торстена Бергманна, который за редким исключением звучит довольно жалко – во многом из-за монотонности партий. Впрочем, для гаражного дебюта музыкальное полотно производит неплохое впечатление. Альбом разошёлся добротным тиражом, покорив слушателей своей специфической атмосферой и эмоциональностью. Возможно, уже тогда кто-то почувствовал аромат зарождающейся легенды. Во всяком случае, постфактум гитарная работа вполне узнаётся.«
Новый, возрожденный из пепла Terrorizer, попал ко мне в руки почти сразу после его официального релиза, однако я не торопился с оценкой до выхода его в России, заодно решив подольше его послушать. Единственный вывод, к которому я в итоге пришел – не нужно без нужды ворошить давно почившие легенды. Пусть остаются легендами, окутанными ореолом славы, пусть их былые работы вызывают трепет в груди, пусть их дискографии останутся незагаженными попытками возродить былое величие. Скажите, какая нужда была теребить Terrorizer? Пусть оставалась бы себе группой одного альбома – зато какого альбома! Или музыкантам было нечем заняться? Или нам с Вами грайндкора мало? Конец девяностых уже не вернуть, а пытаться в сегодняшних реалиях сбацать дэт-грайнд по старой схеме, воссоздав прежнюю атмосферу, но при этом будучи в центре внимания фанатов всего мира, пользуясь довольно жирным лейблом и находясь под вывеской "Terrorizer" – задача ну очень нелегкая. Не удивительно, что с ней не справились. Нет, музыкально вроде бы все в порядке – очень залихватский прямолинейный дэт-грайнд с умопомрачительными ударными, некоторы риффовые конструкции нехило отдают трэшем, даже вроде как попрыгать тянет. В общем, старая школа в действии. Но нет нужной атмосферы, нет бунтарства, нет припанкованности – видимо не помог даже краст-панковский прикид нового вокалиста. Скучный и бессмысленный чес своей однотипностью и убийственной бессмысленностью напомнил труды LockUp – столь же безвкусно. Композиции можно слушать лишь по отдельности с большим перерывом. Тексты как-то тоже не впечатлили – типичная дэтстерская лирика о том, что грядет некий глобальный песец, вызванный непонятно чем. Где тут политика? The dead shall rise from their grave to destroy all mankind – это что ли? Да таких стихов без них вагон и маленькая тележка. Хоть бы уж матюгнулись разок для приличия.
Конечно, это все усугубляется несоответствием заявленной марке Terrorizer и окончательно убивает смертью Джессе Пинтадо (R.I.P.) – хуже уже некуда. Очень, очень надеюсь, что проект будет закрыт. Пожалуйста, оставьте Terrorizer в покое, найдите себе другую вывеску.«
Winters Cold Biting Nights
Everything Lies Frozen
The World Has Ended
This Is The Freezing Inferno
Из под чьего пера, как Вам кажется, вышли эти строки? Демоназа? Ответ неверный. Человек, написавший их не Аббат и даже не норвежец. Оказывается, своими демоназами богата и Швеция. И имя свейскому демоназу – Hravn. Впрочем, сравнения с легендарными Immortal на этом не закончатся. Музыкальное полотно, сотканное инфернальной троицей из Хагсфорса, очень напоминает "Battles In The North".
Я никогда не был ярым поклонником Immortal, ибо, на мой взгляд, повторяющееся брутальное рубилово из альбома в альбом способно утомить кого угодно, уж не говоря о том, постоянное наличие его вовсе не есть подтверждение прохождения теста на трушность.
Когда человек, презентовавший мне диск охарактеризовал Rimfrost как "клон Immortal", особого интереса у меня пластинка не вызвала и пару месяцев пылилась на полке. До сегодняшнего утра, когда я, случайно наткнувшись на нее взглядом, не решился поставить ее в проигрыватель. От скуки. И представьте себе мое удивление, когда я начал понимать, что звуки, исходящие из колонок мне определенно нравятся!
Rimfrost, как и их бессмертные коллеги, не чужды влиянию дэта. Вокал Hravn'a, очень схожий с фирменным скримингом Аббата (не очень часто, но все же срывающийся на гроулинг), хаотичные бласт-биты, ревущие жесткие гитарные риффы, навороченная структура композиций – в общем, все это уже не в новинку и было продемонстрировано публике 10 лет назад двумя бергенцами. Тем не менее, имхо, звучат Rimfrost гораздо интереснее и оригинальнее Immortal.
"A Frozen World Unknown" слушается на одном дыхании, и представляет собой этакий ледяной монолит, из которого не вынешь ни одного из составляющих его кристалликов. Иначе разрушится вся его целостность. Молодцы, шведы!
P.S. Даже по хронометражу альбом почти по-имморталовски лаконичен – 37 минут :)«
Слышали Вы про New World Order? A про New School Black Metal? Если нет, то время услышать, ибо музыка Drottnar, и есть музыка того самого Нового Мирового Порядка. Жесткая, хлесткая, с рваной навороченной структурой. Она начинает разрывать колонки, пускаясь уже на первых секундах с места в карьер. Также внезапно, темп вдруг замедляется, почти до думовой тягучести. Но не расслабляйтесь. Это лишь временная передышка, что сделать еще один рывок. Бласт-битовая очередь, и вот он – рывок. Перед прыжком. В бездну. Лай собак. Оклик на немецком. Вой лагерной сирены и сухой выстрел где-то в тиши морозной ночи. Пять темных силуэтов появляются на пороге камеры смертников. Это Drottnar. Здесь царят Их Величества Смерть и Хаос. Оставь надежду всяк попавший сюда. Ты получишь то, что заслужил. Сполна. Jedem das Seine.
Острава. Стальное сердце Čechy. Площадь в центре города. Слепой старик тихо играет на медной трубе полузабытый народный мотив. Приглушенно работает радио в трактире на улице Nádražní. Стальной клин дивизии Leibstandarte рушит все. Не будет больше ни старика на площади Prokeš, ни трактира. Железный кулак наведет здесь свой порядок и дисциплину. И горе не подчинившимся диктатуре. Ибо низвержены будут во тьму: там будет хлад, плач и скрежет зубовный. Первый год нового века. Символы Империи – в дымящихся руинах. Никто теперь не застрахован от удара. Даже счастливцы, обитающие в землях с молочными реками и медовыми берегам. Страх и Ужас правят повсеместно.
Занавес.
Смотри, Kamerad Tod и тебе протянул свою костлявую руку.«